Должен выполняться принцип постепенности
Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно, ведь он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.
Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Внимание
ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью;
он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти
внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости,
невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное
формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом
связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное
выполнение любого задания — как интересного, так и не очень
интересного.
Важнейшими характеристиками внимания являются:
устойчивость внимания, то есть способность к более длительному
сохранению концентрации, переключение внимания, то есть способность
быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности
к другой, и распределение внимания — возможность сосредоточения
одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.
Все
свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести
годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов
(он называет различные геометрические фигуры). Он хорошо ориентируется
в пространстве и правильно использует многообразные обозначения
пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо,
дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».
Более трудным для ребенка является восприятие времени
Ориентация
во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц,
время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе
длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления — словесно-логическая.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают
у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение,
абстрагирование, установление причинно-следственных связей.
Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки,
объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить
картинки на группы по существенному признаку и т. д. Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3–4 раза.
Память по-прежнему является непроизвольной
То есть
ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом
случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей
часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.
Уже
в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей
лучше развита зрительная память, у других — слуховая, у третьих —
эмоциональная, а у четвертых — механическая. В занятиях с ребенком
следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.
Ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра
В
процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает
возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком,
шофером и т. д. Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: «А нормально ли это?» Для пяти-шестилетнего
ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого
отношения к действительности. Неустанная работа воображения — это один
из путей, ведущих к познанию и освоению мира.
Следует обратить внимание на развитие речи
Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д.
Если хотя бы на один из этихвопросов вы ответили «нет», значит, нужно
«бить» тревогу. Если же вам самим не удается добиться положительных
результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно
обратиться за консультацией к специалисту — логопеду.
Ребенка следует начинать учить чтению
Большинство детей
этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно,
если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли
со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его
познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные
песенки.
Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М — муравей, Я — яблоко, и т. д.
А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву
и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту
букву. Такие занятия очень нравятся детям.
Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными
сюжетами. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или
рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог «читать» вместе с вами.
Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения,
не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий